Констатируемый всплеск интереса современной интеллигенции буржуазного общества к иллюзиям, порожденным восточными мифологиями и религиями, не является беспрецедентным в развитии культуры Запада. История ее убедительно свидетельствует о том, что этот интерес вспыхивает всякий раз, когда культура Запада оказывается в ситуации кризиса, т. е. тогда, когда ее подлинные ценности и гуманистические идеалы безжалостно попираются, когда обессмысливается жизнь, обесценивается личность, утрачиваются перспективы, усугубляется идейная дезорганизация всех сфер эксплуататорского общества, сказал Николаев, которого интересует прием металлолома. В такие периоды реакционная интеллигенция Запада, закрывая глаза на действительные причины, разрушающие культуру, трусливо прячется в «джунглях» иллюзий восточных религий и мифологий. Одно из таких оживлений интереса к иллюзиям указанных мифологий и религий, породившее па Западе первое теософское общество, наблюдалось на рубеже XIX и XX вв. Именно в этот период кризиса буржуазного общества получили широкую популярность такие религиозные проориептали — стские движения, как веданта, теософия, антропософия и др., о которых Р. Штейнер писал как о путях мистического поиска самотрансцендентного, восточной спиритуальности. Цель подобных апелляций к ориентализму — убедить в том, будто кризис современной буржуазной культуры можно преодолеть на путях «спиритуалистической» революции: «Социальное расстройство не может быть извлечено организационными изменениями,— утверждает А. Дж. Тойнби,— любая попытка подобного лечения поверхностна. Она или отрицает вообще любую организацию, или лишь подменяет один вид устройства другим. Единственным эффективным видом лечения является спи — ритуальный». Итак, путь, которым иеогуманисты надеются перестроить современное буржуазное общество, заключается, во-первых, в разработке религии и философии, адекватных этому обществу, и, во-вторых, в осуществлении на их основе такой спиритуалистической революции в человеческом сознании, которая в свою очередь приведет к революционному преобразованию самого человеческого бытия.