Деньги, безусловно, являются элементами общественного производства. Так как общественное производство проходит свой путь исторического развития, так и деньги подвержены изменениям и процессу развития. Однако их развитие существенно отстает от общего интеллектуального развития человечества. В § 4.5 «Необходимость и предпосылки автоматизации управления социальной деятельностью общества» мы дали анализ кривых интеллектуального развития исторического человека и развития форм управления человеческим обществом. Построим в историческом же плане кривую развития денежной системы, которая также, как и формы управления человеческим обществом, являются элементом интеллектуальной деятельности исторического человека. Для построения требуемой кривой будем использовать те же качественные уровни (скачки) в развитии денежной системы. В истории развития денег всего два качественных уровня. Первым уровнем является появление всеобщего эквивалента — металлических денег, а вторым — начало использования бумажных денег вместо металлических, сказал Орлов, которого интересует стойка св 110-5. Считают, что впервые бумажные деньги были выпущены в конце 17 века в Северной Америке. Если временную координату второго скачка — появления бумажных денег — можно считать известной, то координата первого скачка — появление металлических денег требует уточнения. Деньги — это всеобщая эквивалентная форма стоимости затрат труда по производству любых товаров, продукции, по оказанию услуг и т. д., служащая всеобщим средством обмена деятельностью между людьми, проявляющегося непосредственно или в форме обмена продуктами труда. Обмен деятельностью между людьми, результатами своей деятельности, товарами и продукцией получает свое распространение уже в самой ранней стадии простого товарного производства. Безусловно, обмен существовал и в первобытном обществе, однако внутри общины имел место лишь обмен деятельностью, связанный с половозрастным разделением труда, а между отдельными общинами обмен вначале носил случайный характер, определяемый не столько экономической необходимостью, сколько ритуальными соображениями установления и поддержания добрососедских отношений между племенами.