Таким образом, множественность и разнородность групповых связей людей могут в той или иной мере осла­бить воздействие на сознание их классового положения. Рассмотренные особенности структуры и детермина­ции массового сознания капиталистического общества объясняют одно из важнейших его отличий от идеологи­ческой сферы общественного сознания. Классовая обус­ловленность многих типов массового сознания не высту­пает в «чистом виде» как выражение классовых потреб­ностей и интересов. Она опосредована, а нередко даже искажена, извращена психологическим отражением действительности, внеклассовыми или внутриклассовыми узкогрупповыми связями и — самое главное — буржуаз­ной идеологией. Этим определяется немалая трудность исследования классовой психологии в буржуазном обществе. В массо­вом сознании классов данного общества присущие каж­дому из них духовные образования тесно переплетены с установками, убеждениями, ценностями, разделяемыми представителями разных классов. Переплетение и не — расчлененность таких разнородных компонентов ставят перед исследователем классовой психологии сложную проблему: как в реально существующих типах массового сознания выявить их классовую основу. В марксистской литературе формировались различные подходы к изучению массового сознания. В работах не­которых советских ученых оно исследуется преимуще­ственно с точки зрения его идеологического содержания, связей с идеологией. Авторы одной из таких работ пола­гают, что, изучая содержание этого сознания, «исследо­ватель вправе отвлечься от субъекта сознания и пойти по пути рекон­струкции существующих в данном обществе убеждений и политических ориентаций…». Очевидно, такой под­ход, вполне оправданный при исследовании типов поли­тического сознания, неприменим к задачам исследования классовой психологии и ее роли в массовом сознании: «отвлекаясь» от субъекта сознания, невозможно исследо­вать классовую обусловленность последнего, закономер­ности его движения, которые в значительной мере опре­деляются социальными и характеристиками субъекта.