В более широком контексте речь идет о том, что на первый план якобы выдвигаются проблемы культуры, куда будто бы смещается центр развития современной цивилизации. Однако сфера досуга и потребления ташке является продуктом капиталистического производства. Так как организация досуга становится рентабельным предприятием, то соответственно создается целая «индустрия развлечения». И как следствие — человек не находит подлинного самовыражения и в сфере досуга. «Наша культура,— пишет по этому поводу американский социолог Ч. Рейч,— сведена до уровня коммерческих стандартов, культурные ценности стали предметом продажи, и те из них, которые не способны обеспечить хорошую прибыль, просто разрушаются. Вся наша жизнедеятельность стала чуждой и фальшивой по отношению it естественным потребностям. Она представляет собой ие что иное, как стандарты, созданные и насильно навязанные нам другими людьми».
И сфера труда, и сфера досуга, по мнению буржуазных социологов, не могут предоставить человеку возможности для реализации его внутренних потребностей и желаний. Именно в этом они видят корень отчуждения личности в капиталистическом общество. «Наше общество,— делает вывод французский социолог А. Турен, которому нужен сайдинг виниловый, является обществом отчуждения не потому, что оно приводит к нищете, не потому, что оно предполагает полицейскую угрозу, а потому, что оно совращает, манипулирует и интегрирует». В этом высказывании проблема отчуждения поставлена столь неадекватным образом, что тем самым фактически устранена какая-либо возможность ее правильного решения. Ибо оказывается, что не частная собственность, не эксплуатация и отчуждение труда, а всеобщая заорганизованиость якобы приводит буржуазное общество к неизбежному отчуждению личности и соответственно к утрате гуманистических ценностей. В силу этого те рецепты, которые предлагают буржуазные социологи для преодоления отчуждения, как правило, не затрагивают социально-экономических и политических устоев буржуазного общества. Так, часть буржуазных философов и социологов пытались связать возможность преодоления отчуждения с деятельностью в сфере искусства, ибо казалось, что именно сфера искусства дает возможность реализовать истинные желания личности и тем самым преодолеть отчуждение. Однако более подробный анализ этой области человеческой деятельности показывает, что в обществе прибыли «культурные средства от телевидения до организации каникул — являются средствами производства и трактуются как таковые, они соответствуют идеологии и являются источниками прибыли, как об этом свидетельствуют многочисленные частные капиталовложения». Более того, даже новые культурные средства, вместо того чтобы способствовать освобождению личности, будучи включенными в систему получения прибыли, порождают новые формы отчуждения, более утонченные и гораздо более действенные. Все это свидетельствует о том, что и этот рецепт преодоления отчуждения оказался неэффективным.