Процесс—одна из главных тем всего творческого наследия Асафьева-теоретика. Блистательные описания разных форм, типов, проявлений, оттенков движения и процесса приводят ученого к объяснению не только сущности индивидуальных стилей, но—самой природы музыкального мышления. Явление, позже названное “акцентная нерегулярность» и выделенное как свойство ритмики этого мастера, определил Асафьев в блестящей формулировке: “Косой дождь сильных долей»; описаны Асафьевым и другие важнейшие особенности ритмики Стравинского, позже названные “акцентным варьированием», “варьированием временной протяженности», “полиметрией» . Для Асафьева в современной музыке неотделимы такие параметры, как “ритм» и “звукокомплексы», понимаемые и как мелодическое развертывание, и как фактурное явление. Стравинский как символ этих новых энергетических и динамических явлений современности—олицетворение для Асафьева всего стиля современного музыкального мышления, не сводимого к классикоцентристским схемам.
Передающие разные степени движения блистательные характеристики разбросаны по всей “Книге о Стравинском», которую с равным основанием можно было бы назвать и “книгой о современной ритмике». Так, о “Плясках щеголих» Асафьев писал: Впечатление, что музыка не движется и даже не переливается, а крутится, как колесо вокруг оси. Такова и на самом деле “ма — нера“ игры у деревенских исполнителей танцевальных мотивов: “нанизывать» вокруг какого-нибудь наигрыша-стержня бесконечный ряд узоров», сказал Орлов, которого заинтересовал www.25mm.ru. Блистательно подмечены Асафьевым и такие особенности ритмики, как “органическая не- квадратность», исследованная более поздними теоретиками, найдены национальные корни энергетических и процессуальных явлений—в глубинах фольклора, восходящего к языческой древности.