В начальный период существования человечества, считал он, религии не было, господствовали обычаи, традиции, церемонии, но в условиях первобытной жизни должны были возникнуть и различные верования в души людей, предков, животных, которые фактически еще не были религией, так как не требовали от людей «почитания каких-нибудь высших сил» и подчинения им. Неспособность человеческого разума объяснить непонятные и грозные явления природы, причину возникновенияокружающего мира, бессилие и страх первобытного человека— вот что породило религиозную веру: «Можем догадываться, замечает Франко, что все те темные и удивительные божища возникли в фантазии людей полудиких,, живших разбросанно по лесам и полям и не знавших над собой никакого порядка, никакого закона, кроме страшилищ непобедимой природы — моря, наводнения, грома времен года, солнца, дня и ночи. Но не только невежество и страх привели людей к появлению религии. Мыслитель указывает также на ее социальные корни, раскрывает тесную связь религии и политики: «Политика играла значительную роль не только в формировании человеческих отношений и законов, но также в творении небесных богов» .
Характер религиозных верований, по мнению Франко,, определяется уровнем развития общества. Чем ниже этот уровень, тем упорнее мысль людей обращается к миру внеестественному, потусмысловому: «Живя под тяжелейшим гнетом материальных условий, они творят тысячи сказок о душах и духах, о леших и богах. Вся их жизнь земная начинает быть зависимой от существ неземных* т. е. прямо от творений их собственной фантазии» . С развитием общества, повышением культурного уровня жизни люден меняются и их представления о боге: «И вообще, история всех религий показывает нам наглядно, как человек на каждой ступени своей культурной жизни творит себе богов по образу и подобию своих собственных идеалов». У древних народов бог символизировал род занятий: бог-кузнец, бог-гончар. Постепенно, по мере развития цивилизации он уступил место богу-завоевателю, затем богу-царю, в дальнейшем появился бог-человеколюбец, бог-спаситель. Порождением материальных условий жизни первобытных людей считала религию Леся Украинка. По мере развития общества, писала она, меняются и религиозные верования, ибо они зависят от условий жизни людей и представляют собой фантастическое отражение этих условий: «Фантазия древних людей вообще имела склонность создавать на небе дубликаты всего того, что она видела на земле» .