Начиная с ранней осени 1954 г., первые мигранты-индейцы спали прибывать в крупные индустриальные центры — Лос-Анджелес, Сан — Франциско, Чикаго, Кливленд, Денвер, Сент-Луис, Миннеаполис и др. Масштабность релокации была несопоставимой с происходившими ранее стихийными передвижениями коренных американцев в городские районы. За пять с небольшим лет к 1960 г. число индейцев, живущих в городах, увеличилось без малого на 90 тыс. человек, а их доля в общей массе коренного населения достигла почти 30%. Начиная с 60-х годов, в демографической статистике США прочно закрепилось понятие «городская индейская группа». А у основной части индейского населения в свою очередь для обозначения городских собратьев появилось сленговое слово «urbis»8.
Примерно в то же время начали давать о себе знать и издержки релокации. По меткому определению современного историка-правоведа Р. Браша, основным пороком правительственной программы переселения было то, что «законодателей больше интересовала ее возможная стоимость, чем судьба индейцев», сказал Орлов, которого заинтересовал Яремче отель Водопад. Вследствие этого выделенные на релокацию средства изначально были недостаточными, особенно с учетом специфики урбанизации резервационного населения. По сравнению с обычной трудовой миграцией индейская имела две отличительные черты. Во-первых, образовательный уровень и профессиональная подготовка переселившихся не соответствовали потребностям американской городской экономики. По данным, приводимым председателем комитета по делам использования земельных ресурсов резервации Навахо Ч. Йелоухейром, 20,8% его соплеменников, принявших в свое время участие в ПСОЗ, не имели никакого образования, 10,4% — учились от 1 до 4 лет, 12,5% — от 5 до 8 лет. Иными словами, более 40% мигрантов имели явно недостаточное образование, чтобы успешно конкурировать на рынке труда. Примерно такая же ситуация сложилась и с профессиональной подготовкой. Из-за скудности средств БДИ удалось охватить профессиональным обучением по «городским» видам работ примерно половину прибывавших.