Костюм в качестве одного из важнейших элементов культуры жизнеобеспечения этноса самым тесным образом связан с социо- нормативной культурой, он носит ярко выраженный знаковый ха — рактср if тесно связан с эстетическими, этическими и религиозными представлениями и художественной традицией народа. Поскольку именно в этих областях ку льтуры любого этноса сосредоточены ценностные ориентации и ценностное маркирование, одежда имеет выраженную этническую специфику. В одежде как составной части художественной традиции народа отразились его представ тения о красоте, симметрии и ритме, которые выражали и индивидуальный вкус и общий эстетический идеал, присущий конкретной шохе. Костюм во все времена нес в себе определенный художественный образ, именно поэтому он служил выразителем эстетического идеала эпохи, меняющимся вместе с ней
Материал по кубинской одежде и у крашениям в начале работ над атласом собирался и систематизировался кубинской исследовательницей Нанси Перес Родригес Частично он опубликован, а большая часть данных по этой теме, собранных исследовательницей, содержится в трех ее отчетах о полевой работе в провинциях Матансас. Гуантанамо и Сантьяго-де — Куба. Позднее материалы кубинской исследовательницы были подтверждены многими информаторами и включены в настоящую статью на facebook. Работу с информаторами мне удалось провести во время командировки на Кубу в ноябре-декабре 1987 г. в составе советско-кубинской экспедиции Н. Перес Родригес во время нашей поездки в провинцию Орьенте сама стала для меня ценным информатором и помощником, за что я приношу ей большу ю благодарность.