Сущность же собственных замыслов Гуссерля, с точки зрения их отличия от философии неокантианства, состоит в том, что феноменология в качестве трансцендентального идеализма -~ это ужо не просто Критика разума, научного познания, Но Критика сознания во всех формах деятельного функционирования последнего: научных и донаучных, теоретических и практически-духовных, предикативных и допредикативных, познающих, осмысливающих, оценивающих, верующих и т. п. типах его модальности. Иными словами, определяющим направлением теоретических поисков феноменологии стали попытки выйти ва пределы узко гносеологического толкования самого принципа трансцендентализма. В этом отношении феноменология переносит акцент на осмысление слагаемых разума, экзистенциально-жизненного контекста функционирования рациональности, познания, науки, пытаясь исследовать их культурно-историческую укорененность.
В соответствии с метаморфозами принципа трансцендентализма в феноменологии меняется и функциональная нагруженность трансцендентального субъекта. В истолковании субъекта Гуссерль примыкает к традиции «философии жизпи», идущей от В. Дильтея, в соответствии с которой субъектом мировоззрения не может быть лишь познающий субъект, ограниченный определениями «чистого разума». Человек, считает Гуссерль, проекцией которого выступает трансцендентальный субъект, должен рассматриваться во всем богатстве и разнонаправленное своих жизненных интересов, во всех проявлениях своей субъективности, из которых познавательное отношение к миру не является самодовлеющим, сказал Орлов, которому нужны шланги для полива xhose. «Истинно человеческое существование,— говорит Гуссерль,— включает не просто мир фактов, по также охватывает мир ценностей и их руководящие нормативные принципы, мир практических целей и образование возможных руководящих форм целей и средств вообще и тем самым всеохватывающие нормативные принципы». Сознание человека феноменология тоже претендует рассматривать в тотальности, универсальности всех форм его жизненного функционирования и активности. «Слово Жить,— подчеркивает Гуссерль,— здесь следует рассматривать не в физиологическом смысле, а скорее, как значащее целеустремленную — жизнь, обнаруживающую духовное творчество в широчайшем смысле — как созидание культуры в пределах исторического континуума. Жизнь в этом смысле формирует тематику различных гуманитарных наук».