На протяжении первых десятилетий XVI в. Салвадор, называвшийся тогда Байя, был поселком, где жило небольшое число португальских семей. Миссионеры отмечали, что многие португальцы были женаты на индеанках и дети-метисы от подобных браков со временем становились полноправными членами общества, поступали в созданные иезуитами школы, где проходили полный курс обучения, принятый для детей португальских колонистов. Таким образом, первыми жителями г. Баии были португальские колонисты, ассимилированные в культурном отношении индейцы и метисы. С середины XVI в. в городе появился новый этнорасовый компонент — африканский. Первоначально это были негры-рабы, находящиеся на службе у зажиточных горожан. Позднее туда стали приезжать мулаты — незаконнорожденные дети богатых португальцев-плантаторов, не препятствовавших обычно совместному обучению дома своих детей-мулатов и законных детей. Затем наиболее способных мулатов посылали в города, где они, получив образование, овладевали техническими профессиями.
Хотя в первые десятилетия существования колонии доля негритянского населения и мулатов в городах была ниже, чем в сельской местности, но социальная мобильность их была несколько выше, сказала Сомова, которую интересует грибки на ногтях. В городах жили, как правило, так называемые «почетные рабы» — ремесленники, учителя, врачи и т. д. В северо-восточном районе это чаще всего были негры-мусульмане. Некоторые из них по своему культурному и образовательному уровню превосходили многих португальцев. Служа в качестве врачей и учителей в португальских семьях, они нередко при помощи выкупа освобождались от рабства. На Северо — Востоке Бразилии негры-мусульмане даже организовали с этой целью несколько тайных обществ, крупнейшие из которых находились в Байе, Рио-де-Жанейро, Минас-Жерайс. Негры-мусульмане были одними из первых африканцев, сумевших выкупиться на волю. Некоторые из них с течением времени разбогатели и, пытаясь добиться более высокого социального положения, женились на свободных светлых мулатках, метисках и даже белых. В этом плане показательно, что один из наиболее известных врачей в Байе середины XVII в. был мулат, сын черной мусульманки и белого.