Принципиальная возможность этого нового типа культурной интерпретации возникла на основе важного достижения современного сознания: в самых разных традициях укореняется идея ПолифОнического диаЛогизма, пронизывая многие дисциплины, твортеск^еТШфавления. Утверждение в научном знании посту — ‘ латов эйнштейновской физики, провозглашающей принципиальную множественность систем отсчета и порывающей с классическим единоцентрием, имеет множество любопытнейших аналогов и параллелей в гуманитарной культуре. Прежде всего здесь выделяется специфическая постановка вопроса “Свое—чужое». Тема “чужое сознание», “другой человек» разрабатывается многими мыслителями, независимо друг от друга приходящими к сходным выводам. В интереснейшем анализе наследия М. М. Бахтина Вяч. Вс. Иванов отмечает несколько подобных совпадений. Так, «формулировка Бахтина “сознание себя самого» все время ощущает себя на фоне сознания о нем другого, “я для себя» на фоне! “я для другого41 целиком совпадает с утверждением Сартра!: “Мне необходим другой для того, чтобы я мог целиком охватить все структуры моего бытия. Для—себя отсылает к Для—другого»» .
Очень важные принципы—гомологический и диалогический—были выработаны в современной истории культуры Р. Па — никкаром, чья методика используется в советском искусствознании и эстетике. Согласно гомологическому принципу, факты определенной культуры должны рассматриваться как бы изнутри нее, исследователь не должен привносить в описание критерии, принадлежащие иной традиции: “Гомологический принцип,—пишет Паниккар,—один из принципов внутренней интерпретации, исходит из того, что любая интерпретация, да»- ная извне традиции, должна удовлетворять всем требованиям самоинтерпретации, данной изнутри и, по меньшей мере, ей cot ответствовать», сказал Семенов, которого заинтересовала афиша Киев. Но буквальное следование гомологии ческому принципу недостаточно—он должен дополняться диалогическим. Как пишет Паниккар, “в наше время начинает действовать новая концепция диалога, понимаемая не как простой источник информации, но как способ, ведущий к более глубокому пониманию других , а также к самопониманию» .