Произвольное движение, имеющее две формы: пассивную и активную. В этом свойстве проявляется стремление организмов к максимальной экспансии. Значительно большее морфологическое и химическое разнообразие, чем в неорганическом мире: более 2 млн органических соединений против 2 тыс. известных соединений неживого вещества. Индивидуальная форма существования в виде дисперсных тел самых разных размеров, от 20 нм до сотен метров. При этом организация существования в виде биоценозов, но не в морфологически чистой форме. Воспроизведение происходит по принципу Реди “всё живое от живого” путём морфологических изменений, имеющих разную скорость. Органический мир дает яркий пример резко выраженной направленности в своей эволюции, т. е. развития в точном смысле этого слова от низших форм к высшим. Более примитивные организмы консервативны; но и среди высокоорганизованных организмов тоже есть консервативные, называемые “персистенты”. Самый известный персистент из позвоночных — кистепёрая рыба латимерия или целакант, обнаруженная в живом виде в 1938 г., полностью соответствует реконструциям выполненным по ископаемым остаткам скелетов. Существует несколько классификаций живого вещества с учётом его разных свойств. Разработана биологическая систематическая классификация, принятая для клеточной формы жизни и основанная на морфологии организмов. Внеклеточную форму представляют вирусы, которые являются подсистемой в системе вирус — клетка. Вирус не питается и не растёт, развивается только в клетках, однако генетический аппарат вирусов разнообразен. Будучи бичом всего живого, вирусы в значительной мере осуществляют в биосфере естественный отбор.

Другой важнейшей классификацией является классификация по способу питания организмов. Впервые предложена немецким биологом Вильгельмом Пфеффером. Все организмы подразделены на автотрофные, гетеротрофные, миксотрофные и сымбиотрофные. Дальнейшее углубление этой классификации связано со способами извлечения питания или с различиями в веществе, которым питается организм. Так, автотрофные организмы бывают фото-автотрофами и хемо-автотрофами. Среди гетеротрофных организмов бывают некротрофы, биотрофы и сапротрофы. Есть и другие классификации живого вещества. Все они дополняют друг друга, поскольку классифицируемый объект многогранен. Живое вещество распределено в биосфере неравномерно. Существуют так называемые сгущения жизни, плёнки жизни, которые располагаются у границ разделов сред: твёрдой, жидкой и газообразной. Это верхние слои вод морей и океанов, дно морей и океанов, почвенный покров на поверхности литосферы. Проблема происхождения жизни на Земле занимает человечество с момента его возникновения. Большое количество гипотез: Гипотеза переноса жизни в космосе или гипотеза панспермии высказана Сванте Аррениусом в начале XX в. и имела много последователей. Однако биологи отвергают идею переноса жизни в виде зародышей из-за губительного действия на живое вещество ультрафиолетового излучения. Но в виде органических соединений перенос вероятен: в веществе метеоритов обнаружены органические соединения.